О новостях в лечении аутизма.

В последнее время стало проводиться большое количество научных исследований эффективности применяемых ныне методов лечения детей с РАС. Национальный центр профессионального развития в области расстройств аутистического спектра США в январе этого года опубликовал отчет о практиках для детей и молодых людей с аутизмом, эффективность которых была подтверждена научными исследованиями.

Однако, при ближайшем рассмотрении, оказалось, что это своего рода «дрессировка» определенных условных рефлексов и навыков, как у собаки Павлова. Понимаю, что звучит это жестко и некрасиво, но по факту это так. Я имею в виду поведенческую терапию. К сожалению, что в США, что в странах Европы доказанные и «эффективные» методы лечения детского аутизма в основном направлены не на избавление от данного состояния, а на возможность приспособиться жить с этим.

С другой стороны, в настоящее время существует более 20 гипотез возникновения аутизма. И на каждую гипотезу тут же возникает новый метод.


Прикладной анализ поведения (ABA)

Этот метод является старейшим и наиболее полно исследованным методом лечения, специально разработанным для аутизма. ABA является очень интенсивной системой обучения, основанной на вознаграждении, которая направлена на обучение конкретных навыков.


Трудотерапия.

Основная масса людей с этой особенностью практически не приспособлены обслужить себя. В трудотерапии специалисты как раз и формируют навыки повседневной жизни.


Терапия социальных навыков.

Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. В этом им

помогают терапевты, занимающиеся созданием и облегчением социального

взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.


Физкультура или лечебная гимнастика.

Многие родители удивляются,когда я отправляю их на занятия физкультурой или в бассейн.

И тогда приходится затрагивать не очень приятную тему, что аутизм это не только нарушение общения и речи, а что он имеет всепроникающее нарушение развития. И затрагивает двигательную сферу в том числе. Физическая терапия помогает развить координацию и осознание частей тела в пространстве. Кроме того, когда ребенок начинает осознавать положение своего тела в пространстве, это очень хорошо сказывается и на развитии речи в том числе. Если кто-то посещал с ребенком бассейн, то наверняка заметили, что после этих занятий ребенок становится более общительным, выдает больше звуков и слогов.

Игровая терапия.

Я очень люблю этот метод. За 15 лет, что я имею дело с аутистами, только от него и от рефлексотерапии я увидела настоящий результат. Когда ребенок действительно раскрывается, начинает вступать в диалог не потому, что его надрессировали, а потому, что ему самому это интересно. При этом игровую терапию можно совмещать и с физкультурой, и с трудовой терапией и еще многими методами.


Поведенческая терапия.

Дети с аутизмом страдают от гиперчувствительности к окружающей среде (звуку, свету и прикосновениям, и т.п.). при этом зачастую они не умеют объяснить свой дискомфорт. Часто, единственное, что им доступно-это агрессия и истерика. На прошлом семинаре мы как раз подробно затрагивали эту тему. Поведенческих терапевтов учат определять, что скрывается за негативным поведением, а также рекомендовать внесение таких изменений в окружающую среду и повседневный распорядок дня, которые улучшат поведение ребенка-аутиста.


Развивающая терапия .

Floortime, Son-rise и Развитие партнерских отношений (RDI) считаются примерами развивающей терапии. Это означает, что они строятся на индивидуальных интересах ребенка, его сильных сторонах и уровне развития. Цель развивающей терапии заключается в повышении эмоциональных, социальных и интеллектуальных способностей. Развивающая терапия часто противопоставляется поведенческой терапии, которая в основном используется для обучения конкретных навыков, таких как завязывание шнурков на обуви, чистка зубов и т.п.


Визуальная терапия.

Это тоже любимая мною последнее время тема. Мне почти всегда задают один и тот же вопрос- почему ребенок может найти в интернете нужное ему видео по длинному названию, но при этом сказать не может даже да или нет? Все , на самом деле , очень просто- люди с РАС- это визуалы. Поэтому для построения общения сейчас все чаще используют видео-моделирование (например, один мальчик никак не мог научиться дуть на перышко - не понимал- тогда мама , по рекомендации специалиста, засняла на видео старшего сына, который проделал то же самое. И ребенку – аутисту достаточно было один раз посмотреть на это, чтобы понять все. )


Есть еще и пугающие методы.

Слышали ли вы что-то о лечении аутизма паразитическими червями, а также горячими ваннами. О лечебных свойствах обоих способов заявляли ученые из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке (Albert Einstein College of Medicine in New York). По их мнению, одной из причин аутизма считается чрезмерно активная иммунная система, которая нападает на нервные клетки в мозге и не дает им формировать связи. Предложенные ими способы должны «обмануть» иммунную систему и отвлечь ее борьбы с нервными клетками.


Горячие ванны должны были имитировать хроническое воспаление или болезнь, отвлекая таким образом «внимание» клеток иммунной системы. Ту же самую функцию должны были выполнять и черви, которых дети должны были есть.


Спорным является метод гипербарической оксигенации (ГБО). она проводится в специальных барокамерах. Целью такой терапии является образование в мозге новых нейронных цепочек, что в свою очередь должно улучшить функционирование центральной нервной системы у ребенка, страдающего аутизмом. Давление в барокамере позволяет растворить в крови большее количество кислорода, который в свою очередь должен питать пораженные участки мозга и привести к появлению новых клеток.


Однако, до сих пор единого мнения среди научного сообщества относительно терапии кислородом нет. Одни ученые говорят о значительном улучшении поведения и речи пациентов, другие никаких выдающихся результатов не наблюдают. Третьи называют такой метод пустой тратой денег и настоящим испытанием для ребенка.


Сами родители детей, страдающих аутизмом, нередко отмечают общее спокойствие у детей и улучшение сна.


Еще один необычный способ лечения аутизма –введение стволовых клеток, на фоне чего существенно улучшается состояние аутистов за счет того, что стволовые клетки способны превращаться любые виды клеток, в том числе и в нейроны мозга.

Очередная необычная теория- это нарушение нейрональных связей в головном мозге- в период младенчества в коре головного мозга между нейронами образуется избыточное количество синаптических связей. В процессе роста ребенка угасают ненужные связи и формируются новые, которые необходимы в данный момент для правильного развития и формирования новых навыков.

Предыдущие исследования уже показали, что в головном мозге аутистов наблюдается избыточное количество синаптических связей, которые оказывают негативное влияние на функционирование мозга.

Электрорефлексотерапия в лечении аутизма


Отдельное место занимает электрорефлексотерапия - поскольку она охватывает любую гипотезу причин аутизма.Этот метод я очень люблю. Поскольку он дает возможность в короткие сроки добиться того, чего невозможно сделать никакими другими способами. На фоне лечения в головном мозге формируются новые нужные связи (причем формировать их мы можем индивидуально у каждого ребенка), коррекция работы иммунной системы, коррекция поведения, интеллектуального развития, внимания, памяти, нарушений обмена веществ. При этом схема и объем работы составляется индивидуально под каждого уникального человека.

Хочу заметить! Как бы просто я не рассказывала сейчас про это лечение, на самом деле нужно много терпения и потихонечку, маленькими шажочками двигаться вперед по заранее продуманному плану. Именно продуманному! Все мы люди, и вам- родителям, и нам-докторам хочется получить все и сразу , здесь и сейчас.

Но на практике - самые лучшие результаты мы с родителями получаем, когда ставим на курс конкретные, реальные цели и работаем над ними вовремя и вместе.


Помимо рефлексотерапии мы обязательно в работу включаем педагогов - они необходимы, чтобы начали правильно функционировать и закрепились вновь созданные связи. В противном случае они вновь начнут пропадать за ненадобностью. Например, ребенок на фоне лечения ЭРТ научился сам пользоваться ложкой или одеваться, но, если родители дома не закрепляют этот навык, а периодически «помогают» ребенку, чтобы сократить время, то постепенно навык начинает пропадать. Думаю, что это знакомая ситуация, правда?


Однако, надо всегда в первую очередь обращать внимание на то, чего конкретно сейчас не достает Вашему ребенку, а не на диагноз аутизм. Ведь у каждого свои особенности, свои сильные и слабые стороны!

Приходите, мы всегда готовы помочь разобраться и дать эффективные советы, что делать, когда и как.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square