Нарушение адаптации в детском саду или школе

Расстройства адаптации вызываются значительными изменениями в жизни ребенка, которые воспринимаются им как неблагоприятные, труднопереносимые.

Ребенок не может привыкнуть к новым условиям, появляются проблемы в общении с окружающими. Выход в детский сад или школу для домашнего ребенка воспринимаются как стресс. И если в этот период адаптация срывается, то велика вероятность, что и в дальнейшем, став взрослым, человеку будет трудно в обществе. Поэтому задача родителей помочь своему малышу на начальном этапе, сделать так, чтобы привыкание к условиям детского сада или школы прошло гладко.

Все прекрасно понимают, что начиная ходить в д/с, ребенок сталкивается с неизбежными разлуками с родителями, необходимостью считаться с мнением окружающих, конкуренцией за внимание значимого взрослого, т.е. воспитателя.

Клинически можно выделить несколько признаков, указывающих на неблагоприятное течение адаптации:

  1. Нарушения эмоционального состояния – ребенок все время плачет, кричит, капризничает, закатывает истерики, ломает игрушки, становится агрессивным, возбудимым, либо наоборот - ранимым, обидчивым.

  2. Нарушение коммуникабельности – когда малыш не играет с другими детьми, не слушается воспитателя и родителей, не занимается на занятиях, отказывается ходить в д/с или даже пытается убежать из д/с.

  3. Нарушения дневного сна – ребенок не спит сам и мешает другим детям.

  4. Снижение аппетита вплоть до отказа от еды, другие расстройства пищеварения (тошнота, рвота, отрыжка, нарушения стула).

  5. Частые простудные заболевания. Т.к. при стрессе, который испытывает ребенок впервые вышедший в общество, происходит снижение защитных сил детского организма, физиологические системы которого и так имеют относительно небольшие резервы в силу возраста.

Так что же должны сделать взрослые, чтобы ребенку было хорошо?

Что касается педагогического коллектива, то их этому специально учат. Мы же разберем мероприятия, которые могут проводить родители для облегчения адаптации своего чада.

  1. Во-первых, нужно обеспечить ребенку физический выброс энергии после д/с. Естественно в разумных пределах, с переходом на спокойные игры. Хорошо с ребенком совместно погулять и поиграть на свежем воздухе по возвращении из д/с. Семейные игры могут быть и дома, но обязательно вместе.

  2. Желательно ещё до поступления в д/с формировать режим дня, приближенный к режиму садика.

  3. Необходимо в период адаптации снизить объем новых впечатлений, как то - хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере, чтобы малыш не перевозбуждался.

  4. Режим питания также нужно приблизить к детсадовскому режиму. А качество питания даже усилить, в рацион необходимо ввести как можно больше зелени, овощей и фруктов, следить за достаточным количеством выпитой жидкости.

  5. Не рекомендуется одновременно с поступлением в д/с или школу начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школе.

  6. Очень важно - Какой бы усталый родитель не пришел с работы, надо потратить на своего ребенка хотя бы 15 мин., поговорить с ним, выслушать, обсудить его проблемы. И обязательны тактильные ощущения – 40 раз в день - погладить или приласкать – прижать к себе, крепко обнять, поцеловать. Так малыш будет чувствовать защиту взрослого. Надо подарить своему ребенку больше любви и заботы в этот ответственный период его жизни.

  7. Из медикаментозных препаратов можно посоветовать настойки валерианы, пустырника по 1 капле на год жизни 2-3 раза в день до 1 мес. Осторожно с растительными адаптогенами, такие как элеутерококк, аралия, лимонник китайский. Эти препараты не рекомендуется детям с гиперактивностью, нарушениями сна. Можно поливитаминные препараты комплексные с микроэлементами, минеральными веществами по 1т х 1 раз в день до 1 мес. Что касается иммунных препаратов, тут увлекаться самолечением не стоит. Т.к. можно запустить необратимые процессы и спровоцировать патологию иммунной системы.

Ну а если все же адаптация к яслям или д/с не произошли в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • В яслях – 7-10 дней;

  • В д/с в 3-х летнем возрасте – 2-3 недели;

  • В старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Затягивать с реабилитацией такого ребенка нельзя, т.к. в

дальнейшем это может привести к формированию детских неврозов. А это уже не пограничное функциональное состояние, а более тяжелая патология, которая проявляется страхами, фобиями, неврозом навязчивостей, тиками, заиканиями, энурезом, энкопрезом. И лечатся такие заболевания дольше и сложнее. В любом случае в нашем мед.центре вы получите квалифицированную помощь специалистов разного уровня.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square