Бронходилятаторы увеличивают риск развития аутизма

Несколько десятков лет ученые всего мира пытаются познать причины развития аутизма у детей.

Так, научные сотрудники Университета Дрекселя выявили связь между приемом противоастматических бронходилятаторов (агонистов бета-2-адренорецепторов) во время беременности и повышенным риском развития расстройств аутистического спектра у детей. Эти препараты обладают противовоспалительным действием, уменьшают интенсивность первичного и вторичного ответа бронхов на аллергены. Агонисты бета-2-адренорецепторов (в частности, салметерол и формотерол) способствуют долговременному расширению бронхов у больных с обратимой бронхиальной обструкцией. Регулярный прием препаратов обеспечивает стойкое улучшение функционирования легких, уменьшая выраженность синдрома обструкции дыхательных путей и ночных приступов бронхиальной астмы.

Специалисты проводили исследования, проанализировав данные о детях, которые были рождены в Дании в период с 1996 по 2006 год. Из них было выявлено 5,2 тыс. детей с расстройствами аутистического спектра, еще 5,2 тыс. детей вошли в контрольную группу.

Авторы этого научного труда обнаружили, что прием агонистов бета-2-адренорецепторов, используемых для лечения астмы, на 30% повышает вероятность рождения ребенка с расстройствами аутистического спектра. Подтверждена такая закономерность: матери 3,7% детей с аутизмом принимали во время беременности препараты для лечения астмы, тогда как в контрольной группе терапию астмы проходили матери 2,9% детей.

Ученые отмечают, что риск рождения ребенка с расстройствами аутистического спектра повышался тогда, когда данные бронходилятаторы будущие мамы принимали в течение всего срока беременности. Но ученые подчеркивают, что необходимо провести более подробные исследования влияния агонистов бета-2-адренорецепторов на риск развития аутизма.

В любом случае, какова бы ни была причина развития аутизма у детей, заниматься данной проблемой надо. И чем раньше выявлена эта серьезная патология и своевременно начато лечение, тем больше вероятность получить положительные результаты. Именно на положительные результаты всегда нацелены специалисты медицинского центра «Саратов-ДЭНС», использующие в лечении аутизма метод электрорефлексотерапии. И в отличие от предлагаемых повсеместно психолого-педагогических коррекций, электрорефлексотерапия, пожалуй, единственный метод, который способствует развитию нервной ткани, "дозреванию" нейронов и созданию новых связей между ними. Поэтому, на фоне лечения, с первых же курсов, у ребенка упорядочивается поведения, формируется обратная связь, повышается общительность, память, внимание, уменьшается агрессия, стереотипия и другие патологические проявления болезни, улучшается речь, сон; появляется интерес к окружающему и окружающим. Дети начинают выполнять просьбы и задания, включаются в игры, начинают общаться со сверстниками и взрослыми. Одним словом, электрорефлексотерапия помогает детям познать себя и найти общий язык с окружающим миром!

Аутизм закладывается до рождения

У детей с аутизмом ненормальное строение и организация нейронов коры в коре головного мозга формируются до рождения.

При формировании мозга в пренатальном периоде в коре происходит образование шести слоев нервных клеток. В каждом слое образуются клетки особого типа, связанные между собой сетью уникальных контактов. Эти сети играют важную роль в обработке информации. После формирования всех слоев каждая клетка приобретает индивидуальность, которую можно определить методами генетического тестирования.

Исследование, проведенное учеными из Института наук о мозге Аллена в Сиэтле (Allen Institute for Brain Science) показало, что у детей с аутизмом отсутствуют ключевые генетические маркеры в нескольких слоях нейронов префронтальной коры. По мнению руководителя исследовательского проекта, Эрика Корчесне (Eric Courchesne, PhD), это свидетельствует о раннем нарушении формирования нервных слоев в коре головного мозга. Ученые показали, что ранние дефекты преимущественно проявляются в отдельных участках височной и лобной долей, различных у разных детей, что по крайней мере отчасти объясняет, почему проявления аутизма затрагивают различные функциональные системы у разных людей.

Лобная доля коры отвечает за высшие функции мозга, такие как сложные коммуникации и понимание социальных взаимодействий. Височная доля ассоциируется с речью. Нарушения, обнаруженные учеными, могут лежать в основе наиболее типичных симптомов аутизма. Для сравнения, визуальные центры не выявили никаких нарушений, что было бы неожиданно для аутизма.

Необходимо отметить, что ученым удалось проанализировать лишь весьма ограниченный участок мозга. Если сравнить всю поверхность коры с баскетбольным мячом, отличия были обнаружены лишь на участке, не превышающем диаметр простого карандаша. Микроструктура коры была исследована методом РНК-гибридизации in situ с панелью специфичных маркеров для каждого типа клеток и каждого слоя коры, включая гены, которые ранее были определены как связанные с риском аутизма. Результаты были получены для 11 детей с аутизмом и сравнены с результатами 11 детей без аутизма. Перечисленные изменения были отмечены у 10 из 11 детей первой группы и лишь у 1 ребенка из 11 участников второй группы.

Токсичные химикаты проверяют на причастность к аутизму

Воздействие вредных химических веществ во время беременности может повлиять на уровень простагландина Е в мозге плода, что, в свою очередь, может быть связано с развитием аутизма.

Аутизм - это расстройство развития нервной системы, проявляющееся как нарушение социальных взаимодействий, общения, а также связанное с циклическими действиями. В течение последних лет наблюдается значительный рост выявляемости аутизма. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention), в 2008 г. расстройства аутистического спектра обнаруживали у 1 ребенка из 88. К 2010 этот показатель вырос до 1 из 68 детей. Ряд специалистов высказывают обоснованное мнение, что видимый рост заболеваемости связан с улучшением диагностики и повышением осведомленности врачей о заболевании. Однако эти факторы не в состоянии объяснить полностью рост заболеваемости за последние десятилетия.

Причины возникновения аутизма до конца не изучены. Достаточно хорошо показано влияние наследственности, в том числе с применением близнецовых методов генетики и изучения семейных историй. Однако едва ли изменения генетических механизмов могут объяснить рост заболеваемости. Внимание ученых все больше концентрируется на факторах внешней среды. Дорота Кроуфорд (Dorota A. Crawford) и коллеги из Университета Йорка в Торонто, Канада (York University, Toronto, ON, Canada) отмечают, что ряд вредных веществ может быть причастен к нарушению обмена простагландина Е2 (PGE2). Это вещество липидной природы играет важную роль в процессах раннего развития головного мозга. PGE2 регулирует дифференцировку, синаптическую пластичность и обмен кальция в нервных клетках. По мнению исследователей, ряд бытовых токсинов имеют способность проникать через гемато-энцефалический и плацентарный барьеры и негативно влиять на сигнальные пути, в которых участвует простагландин E2. Вследствие этого при развитии мозга происходят нарушения, которые могут привести формированию расстройств аутистического спектра.

Кроуфорд и коллеги провели обзор современных исследований о влиянии внешних факторов на липидные нейромедиаторы. В повседневной жизни человека окружают многие потенциально опасные химические вещества, токсичность которых при длительном воздействии и разных концентрациях изучена недостаточно. Косметика, бытовая химия, пестициды, лекарства, лубриканты, лосьоны, красители - список источников возможных ядов можно продолжить. НА основании опубликованных данных ученые заключают, что беременных женщин необходимо ограждать от контакта с опасными веществами, однако на практике этим занимаются недостаточно. Не хватает знаний, доказательной базы и внимания регулирующих органов. В США есть реестр, содержащий информацию, которая может быть полезной для специалистов и широкой аудитории - IRIS. В нем содержатся сведения о влиянии на здоровье многих загрязнителей окружающей среды. Однако практических исследований и информированности населения по-прежнему не хватает.

Избранные посты