Развитие мелкой моторики.

«Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьётся разум…»

К. Г. Юнг

Как маленький ребёнок познаёт окружающий мир? Каждый взрослый человек был маленьким, и в детстве всем хотелось всё потрогать, прикоснуться, облизнуть, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. Через ощущения рук идет формирование восприятия мира и развитие речи.

Российский ученый Бехтерев В. М. своими многочисленными исследованиями точно доказал неоспоримое влияние движений кистей рук на речевое развитие. При ежедневных занятиях развития и совершенствования мелкой моторики можно значительно улучшить качество произношения звуков, а это значит развить речь. Мелкая моторика рук взаимосвязана с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Итак, что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Ребенок с неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, а это значит возникают проблемы с речью.

Мелкая моторика важная составляющая для развития ребенка. На кончиках пальчиков ребенка, расположены нервные окончания, которые помогают передавать множество сигналов головному мозгу, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь, мышление, воображение.

С самого раннего возраста уже нужно начинать работу по развитию мелкой моторики, массируя пальчики грудному младенцу, тем самым взаимодействуем на активные точки, которые связаны с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняются простые упражнения, которые сопровождаются потешками или короткими стишками. Например, можно использовать всеми известные потешки как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой» — (прочитывая вокально-музыкальной формой, пальчиками одной руки «ходим» по ладошке другой руки — ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут — пень (показываем запястье), тут — колода (показываем локоток), тут — холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, вызываем положительные эмоции). Так же используем развитые навыки самообслуживания, такие как: растегивать и застегивать пуговицы, завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков, завязывать шнурки и тд.

Пальчиковые игры должны идти от простого к сложному. Через пальчиковые игры у ребенка развивается сосредоточенность и внимание, фантазия и образное мышление, память и речь, подвижность кисти рук. Пальчиковые игры готовят к счету, помогают осознать понятия «выше-ниже, сверху-снизу, право-лево». Формируют чувство уверенности в себе.

В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики и координации движений рук должно быть важной частью подготовки к письму, к школе. Особое внимание нужно уделить работе с ножницами, правильно использовать данный инструмент (вырезать по контуру, разрезать на части).

Также рекомендуется проводить следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук:

  • Игры с мелкими предметами: пазлы, мозаика, конструкторы;

  • шнуровка предложенных картинок;

  • игры с магнитами, например, «Поймай рыбку», «Найди по силуэту».

  • Цветные клубки для перематывания нитей.

  • Игра «Намотай на карандаш».

  • Дощечки со слоем пластилина. На них выкладывать узоры из крупы, камешек, бусин.

  • Из счетных палочек (сделать забор, квадрат, домик, елочку и т.д.).

  • Из спичечных палочек (колодец и т.д.).

  • Составляем пирамидку из колец.

  • Перебираем фасоль в одну сторону, горох в другую.

  • Рисование по трафаретам.

  • Вырезаем ножницами.

  • Работа с бумагой.

  • Работа с краской и кисточкой; аппликация; лепка.

На развитие мелкой моторики очень много различных упражнений, к которым можно подключить фантазию и воображение. Но главное является то, что нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Пальчиковые игры и упражнения, которые проводятся с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, ручку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и тд.

Таким образом, если будут развиваться пальчики рук с раннего детства, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square