Развитие коммуникативных навыков у детей с РАС в ходе групповой работы.

Продолжение статьи Гришиной Светланы Александровны, замечательного логопеда-дефектолога МЦ Саратов-ДЭНС. Начало Вы можете прочитать в публикации от 13 июня.

В ряде случаев у детей с аутистическими расстройствами могут быть сформированы отдельные стереотипные игровые действия. Но дети осуществляют их в одиночку, «не пускаю» других людей в свою игру и не проявляют интерес к участию в играх других детей. Многие дети с аутизмом и РАС даже не способны играть рядом с другими детьми.

И целью коррекционного курса в данном случае становиться формирование навыков социальной игры у детей имеющих РАС.

Данный курс требует небольшой подготовки и наличие хотя бы элементарных навыков взаимодействия, что достигается предварительными или сопутствующими индивидуальными занятиями со специалистом.

Прежде чем подпустить к себе группу людей, ребенку с РАС требуется безопасное и успешное взаимодействие хотя бы с одним-двумя людьми (специалистом, сверстником, дальним родственником и т. д.)

Коммуникативные группы для детей с РАС не могут быть большие и однородны по своему наполнению, приветствуется одного-трех деток с РАС включать в группу с другими нарушениями, так у ребенка формируется больше представлений и вариативности взаимодействия. Ведь в жизни нет людей абсолютно одинаковых с одними и теми же желаниями и особенностями.

В ходе группового взаимодействия с ребенком происходит ряд изменений, что характерно не только при РАС, но и при других нарушениях, приводящих к дезадаптивным паттернам поведения ( например: СДВГ)

На курсе ребенок с РАС учится элементарным навыкам разделения личностных границ, пониманию и выражению в приемлемой для общества форме своих желаний и стремлений.

Формируется умение концентрировать внимание на партнере, на игре; учатся подражать и имитировать действия; последовательно выполнять инструкцию следовать правилам игры; ждать своего хода, следовать и оказывать помощь партнеру в игре; взаимодействию в ролевой позиции свой-чужой, ведущий-ведомый; выполнять определяющие действия для всего игрового процесса, участвовать в ролевых сценариях при разыгрывании эмоционально-значимых ситуаций; усваивать социально-ролевую позицию в детском коллективе (дет.сад, школа)

Так же у детей с РАС часто отмечаются значительные трудности переноса формирующихся умений и навыков из одной социальной ситуации в другую. Например: когда ребенок хорошо и легко вступает в игру и взаимодействует с одним педагогом, но в другом кабинете или с другим человеком затрудняется или совсем неспособен вступить в игру. Включение максимальное количество участников в коррекционный процесс позволяет в значительной мере преодолеть эти трудности, облегчить перенос навыков соц.игры в условия повседневной жизни ребенка и закрепить их.

При этом взаимодействие на ребенка должно быть согласованное, что достигается при тесном взаимодействии и сотрудничестве родителей ребенка, других членов семьи, дефектолога, психолога, лечащих специалистов.

Успеха в социализации ребенка с РАС требуется терпение, внимание, заботы и полной включенности в этот процесс, что несомненно может выполнить дружный коллектив Медицинского центра Саратов-ДЭНС.

(используемый материал:

Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999. - 240стр.

Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. - Спб.: Питер Б. 2002.

Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет) Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе ТЕАССН/ пер. с нем. Клочко Т. - Минск: Издательство БелАПДИ «Открытие двери», 1997. - 256с.

А.В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра )Хаустов

приглашаем на групповые занятия детей с аутизмом, РАС, ЗРР, ЗПРР, СДВГ и всех остальных тоже. В июне действует скидка: первое занятие бесплатно, плюс 3 занятия со скидкой 20 %. Звоните: 43-79-53

77-28-24

Избранные посты
Недавние посты
Архив
Поиск по тегам
Мы в соцсетях
  • Instagram Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Odnoklassniki Social Icon
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square