Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или Вождь краснокожих

Как это лечим мы.

   В основе лечения СДВГ в медицинском центре «Саратов-ДЭНС» лежит микротоковая электрорефлексотерапия или ЭРТ Именно ЭРТ позволяет мягко и физиологично отрегулировать и наладить работу таких зон коры и подкорковых структур мозга ребенка, которые отвечают за внимание, контроль поведения, мышления, память, эмоциональную сферу. На курсовом лечении обязательно включаются речевые зоны, зоны, регулирующие баланс вегетативной нервной системы. Эффекты от лечения становятся очевидными с первых же сеансов. Если на первом, втором, третьем сеансах ребенок не может усидеть спокойно, постоянно срывается с места, что-то кидает, активно протестует, то к 4-5 сеансу он уже спокойно сидит до конца сеанса, выполняет задания и тесты доктора или медсестры, активно участвует в процессе. В итоге дети становятся спокойнее, лучше контролируют свое поведение, более контактны и адекватны при общении со взрослыми и со сверстниками, более усидчивы и терпеливы. У них улучшаются память, внимание, формируется способность сосредоточиться на выполнении заданий. Сам процесс лечения абсолютно комфортный и безболезненный. Перед началом и после курса лечения кроме обычной консультации и осмотра врача проводится психологическое тестирование с оценкой по таким параметрам, как: речь, память, внимание, мышление, особенности поведения, общительность, бытовые навыки, социализация, гиперактивность, игровая деятельность, отношения с окружающими, эмоциональная сфера и др. По нашей статистике наблюдается улучшение по этим параметрам по этим показателям на 20-40% уже за первый курс ЭРТ.

Федорова Марина Анатольевна

директор по медицине, врач-невролог, рефлексотерапевт

Причины возникновения СДВГ

Причина их «плохого» поведения заключается в органическом повреждении головного мозга, произошедшем еще до рождения ребенка или в самом раннем его детстве, а вовсе не в распущенности или плохом воспитании.

Считается, что в среднем около 5 % детей школьного возраста страдают СДВГ, чаще — мальчики (соотношение мальчиков и девочек 5:1).

Большую роль в развитии СДВГ играет наследственная предрасположенность, обычно у кого-то из близких родственников ребенка в детстве возникали подобные проблемы. Повреждения головного мозга до рождения происходят в результате патологии беременности и родов (хронической гипоксии плода, болезней, токсикозов, плохого питания беременной, угрозы прерывания беременности, приема алкоголя и курения беременной, недоношенности, переношенности, скорых родов или слабой родовой деятельности и др.) приводящие к кислородному голоданию головного мозга (в частности, бронхиальная астма или пороки сердца.

В течении и прогнозах СДВГ очень важную роль играют социально-психологические факторы. Негативную роль играют воспитание в неполной семье, повторный брак у родителей, частые конфликты в семье, различные подходы к воспитанию ребенка у родителей, низкий уровень образования у родителей, продолжительная разлука с родителями, проживание у бабушки с дедушкой или в интернате, длительное тяжелое заболевание и/или смерть одного из родителей, алкоголизм и наркомания 

Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции"

Классификация: 

выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

- синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

- синдром дефицита внимания без гиперактивности;

- синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Гиперактивность ребенка проявляется одинаково независимо от ситуации – в любых условиях: дома, на улице, в гостях, на приеме врача – гиперактивный ребенок будет вести себя одинаково: бесцельно двигаться, бегать, не задерживаясь надолго даже на самом интересном предмете. Причиной такого поведения является отсутствие механизма самоконтроля, заметное даже по сравнению с его даже самыми избалованными и живыми сверстниками, которых хоть как-то можно успокоить, уговорить или наказать, в конце концов. Наказывать же гиперактивного ребенка — просто бесполезно, им нужна помощь специалистов.

В семье, где царят спокойствие и понимание, гиперактивность может и не проявляться. Но попадая в школу или детский сад с массой внешних раздражителей, других требований и норм межличностных отношений малыш начинает демонстрировать полный список признаков СДВГ: непоседливость, болтливость, невнимательность, нервные тики, дефекты речи, трудности с письмом, чтением, счетом, а порой отставание психического развития.

Запишитесь на первичный прием

Дети, страдающие гиперактивностью и дефицитом внимания проявляют высокую двигательную активностью по сравнению со сверстниками уже в первые два года жизни. Их сложно удержать от непрекращающихся перемещений по дому, они везде забираются и постоянно все хватают руками. Малыш постоянно попадает в опасные ситуации и часто получает травмы, оставаясь без присмотра. В то же время, неврологический диагноз синдром гиперактивности не мешает ребенку на высоком уровне освоить программу детского сада или школьную. Гиперактивного ребенка можно научить писать и читать раньше, чем «обычных» детей, у гиперактивных детей чаще проявляются ярко выраженные способности, которые можно развить в таланты. Однако внимания и помощи малыш требует в разы больше. Родители должны понимать, что окрики, требования подчинения для гиперактивных детей совершено бесполезны.

Симптомы детской гиперактивности: 

  • Постоянное беспокойство, ребенок не способен участвовать в "мирных" занятиях и играх.

  • Моментальная возбуждаемость, характер ребенка «легковоспламеняем», «взрывоопасен», «разрушителен» и т.д. – настоящий "вождь краснокожих".

  • Ребенок практически не в состоянии спокойно сидеть, стоять или лежать (постоянно крутится, ерзает, суетится, елозит и т.д.), особенно когда требуется неподвижность.

  • Ребенок постоянно совершает лишние движениях, даже если остается на месте ("просто энерджайзер", "юла").

  • Болтливость и словоохотливость ("балабол" и "тарахтелка"), «мысли летят быстрее слов»

  • Шумливость, ребенка постоянно сопровождают шумы и звуки, галдеж, гам и т.д.

  • Постоянно сует везде свой нос, пристает к другим, не дает разговаривать взрослым, играть детям, привлекает внимание окружающих к себе.

  • Не доводит работу до конца, не соблюдает последовательность своих действий, этапы работы хаотичны.

  • Сначала делает, а потом думает – не предвидит результата своих действий.

  • Симптомы дефицита внимания:

  • Задумчивость и мечтательность, постоянно витает в облаках, не слышит обращения окружающих

  • Легко отвлекается и переключается на другие занятия, не может в соответствии с возрастом концентрировать и удерживать внимание. Чтобы получить от него желаемый результат, нужно повторить просьбу 3-4 раза, порой легче и быстрее все сделать вместо него.

  • Демонстрирует максимальную продуктивность в работе при сильной мотивации, в учебе — если увлечь и заинтересовать предметом изучения, как правило в небольшой группе (3-4 человека) или индивидуально с преподавателем. Плохо приспособлен к выполнению монотонной работы, она для ребенка слишком сложна и уныла (например, писать петельки и крючочки).

  • Тяжело переключается на выполнение другой работы, не может закончить работу в срок.

  • Быстро и легко забывает малоинтересную для него информацию, «в одно ухо влетело, в другое вылетело».

  • Не в состоянии грамотно организовать свое пространство, быт, игры и т.д., проявляет неряшливость.

  • Постоянно теряет вещи, рассеянный ("растяпа" и "растеряха").

Симптомы импульсивности:

 

  1. Нетерпеливость

  2. Проблемы с тем, чтобы дождаться своей очереди отвечать.

  3. Выкрикивание ответа до того, как был закончен вопрос.

  4. Сложности в ожидании своей очереди.

  5. Частое перебивание других или отвлечение их, что приводит к проблемам в отношениях и на работе.

  6. Завязывание разговора в неподходящее для этого время.

                                                                                                                                

Импульсивность может привести к таким случайностям, как столкновения с людьми или удары о предметы. Дети с СДВГ зачастую включаются в деятельность, которая является потенциально опасной, не предусматривая её последствий. Например, они могут забираться на шаткие высокие предметы.

Многие из этих симптомов периодически проявляются и у здоровых детей, но у детей с СДВГ они случаются очень часто – дома, в школе, в гостях у друзей. Они мешают нормальной жизнедеятельности ребёнка.

Диагноз СДВГ ставится, если ребёнок постоянно демонстрирует какие-либо из вышеперечисленных симптомов в как минимум двух разных окружениях, например, дома и в школе, на протяжении минимум шести месяцев.

Если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Для подростков с данным синдромом характерны  несамостоятельность, безответственность. Трудности в организации и выполнении поручений. Многих подростков отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинении требованиям взрослых. 
Они склонны к вовлечению в подростковые группировки, совершению правонарушений, употреблению наркотиков и алкоголя.

Почему это просто необходимо лечить или "маленькие дети - маленькие проблемы, большие дети - большие проблемы"                                         

    

Все эти симптомы сохраняются и в зрелом возрасте у 20-30%  пациентов, трансформируются и проявляются рассеянностью, забывчивостью, отсутствием навыков планирования, частой сменой работы, проблемами в семейной жизни, конфликтностью и т.д.Именно поэтому важно вовремя, в детстве выявить и провести грамотную коррекцию этих нарушений.

В нашем медицинском центре можно пройти психодиагностику как ребенка, так и родителей, выявить математически точно степень функциональных нарушений в работе нервной системы ребенка с помощью диагностики Биорепер, а также пройти курсовое лечение. В основе лечения специальные методики микротоковой электрорефлексотерапии, направленные на регуляцию работы лобных долей больших полушарий, вегетативной нервной системы, формирование устойчивых ассоциативных связей между корково-подкорковыми центрами и периферической нервной системой. Кроме этого, в курс включается массаж с элементами акупрессуры, медикаментозная коррекция, психологическая и педагогическая коррекция. Результат оценивается по 100-балльной шкале оценки психо-речевого развития ребенка, УЛУЧШЕНИЕ минимум НА 25-30% ОТМЕЧАЕТСЯ УЖЕ ПОСЛЕ ПЕРВОГО ЖЕ КУРСА ЛЕЧЕНИЯ.

 

                    

 " Хочу учиться или бывшие Митрофанушки"

      

 Когда 1-го сентября на школьной линейке наблюдаешь за жизнерадостными первоклашками, просто не верится, что совсем скоро у многих из этих очаровательных и полных радужных надежд детишек появятся проблемы с обучением: -   ребенок вдруг перестал интересоваться учебой,  - не хочет идти в школу,  - его практически невозможно заставить сесть за уроки;  - выполнять домашнюю работу приходится либо вместо него, либо вместе с ним и как только Вы перестали "стоять у него над душой", он тут же начинает "считать ворон"; - пока он выучит первое четверостишие, Вы уже запомнили все стихотворение целиком; - пишет он "как курица лапой" и с чудовищными ошибками; - а решить задачу для него все равно, что покорить Эверест. Думаю, что хотя бы частично в той или иной степени с этими проблемами сталкивались все родители школьников, даже если их лети не входят в число "троечников". Эти проблемы связаны во-первых с функциональной незрелостью процессов памяти и внимания, во-вторых с колоссальными информационными нагрузками, которые испытывает сегодня наравне с нами, взрослыми, маленький человек - наш ребенок. Количество информации, получаемое в среднем современным человеком за неделю, гораздо больше, чем то, что среднестатистический европеец получал за всю свою жизнь!От памяти и концентрации внимания зависят и другие составляющие интеллектуального развития – мышление, восприимчивость, воображение. От того, как эффективно будет усвоена и "разложена по полочкам" информация, зависит возможность оперировать полученными знаниями.   Чем концентрированнее активное внимание, тем интенсивнее и точнее воспринимается информация. Так обучение проходит значительно эффективнее. Ребенок с нарушениями памяти и внимания не в состоянии воспринимать и воспроизводить получаемую информацию. Он плохо понимает объяснения учителя, не в состоянии правильно выразить свою мысль, не может точно и в срок справиться с полученным заданием. Эти проблемы не только отражаются на успеваемости ребенка, но и значительно затрудняют для него общение. Ребенок теряется, смущается, становится робким, подавленным, избегает сверстников, у него снижается самооценка. Иногда дети, страдающие этим заболеванием, наоборот, становятся жесткими, агрессивными, ведут себя вызывающе. Эти нарушения могут быть следствием эмоциональных расстройств, задержки психо-моторного развития, ДЦП, задержки развития речи, синдрома гиперактивности и дефицита внимания и др. Отдельно выделяют Специфические расстройства развития школьных навыков.

Как решают эти проблемы родители в большинстве случаев? Во-первых, ругают ребенка и "включают" жесткий контроль; во-вторых начинают выполнять домашние задания вместо ребенка; в-третьих, наказывают и шантажируют его( "получишь двойку - не сядешь за компьютер") Ругать ребенка  в этой ситуации абсолютно бесполезно и даже вредно: вы портите настроение и себе и ему, теряете эмоциональный контакт с ним и формируете у него комплекс вины и неполноценности.

Как нужно решать эти проблемы? Дорогие родители важно помнить главное: все Ваши действия должны быть основаны на безусловной любви и Ваш ребенок должен знать, что Вы его любите при любых обстоятельствах и действительно хотите ему помочь. Конечно, нужно позаботиться о правильной организации режима дня и удобном рабочем месте ребенка. Далее, постарайтесь понять, какой вид памяти лучше всего работает именно у Вашего ребенка: слуховой, зрительный, двигательный и др. В этом Вам поможет психолог или психиатр. При выполнении домашних заданий постарайсь задействовать все виды памяти: используйте образы, картинки для объяснения, зачитывайте вслух тексты и включайте игровые движения в процесс обучения, развивайте мелкую моторику у своего ребенка и используйте специальные методики развития памяти и формирования внимания (здесь Вам помогут врачи, педагоги, психологи или специальная литература).

Чем Вам могут помочь врачи нашего медицинского центра? В медицинском центре "Саратов-ДЭНС" используются специальные методики микротоковой электрорефлексотерапии(ЭРТ), направленные на устранение функциональной незрелости структур головного мозга ребенка, ответственных за такие функции, как память, внимание, устная и письменная речь, устный и письменный счет, чтение и др. У всех школьников, которые получали лечение в нашем центре показатели успеваемости улучшаются. Курс лечения может продолжаться 10-14 дней, сеансы длятся от 25 до 45 минут. Для каждого ребенка схема лечения составляется индивидуально. Кроме ЭРТ, Вы получаете  четкие и детальные рекомендации по специальным упражнениям и/или методикам для развития и укрепления памяти и внимания именно для Вашего ребенка. при необходимости назначается медикаментозное лечение(витамины, ноотропы, нейропротекторы и др.)

                       

Клинический случай. Пациентка Лиза Ш., 2004 года рождения. Поступила с жалобами на нарушение письма, девочка переставляла в словах буквы и слоги, была невнимательна. По успеваемости преобладали тройки(чтение, письмо, математика). Диагноз:Энцефалопатия. Психовегетативный синдром. Сноговорение. Снохождение. Судорожный синдром в анамнезе. Дисграфия. Ожирение.  Получила 14 сеансов ЭРТ, сеансы продолжались по 45 минут. Результаты: девочка более общительна, упорядочена в поведении, охотно выполняет задания и просьбы. Более внимательна и сосредоточена, быстрее выполняет домашние задания и лучше усваивает материал на уроке( не требуется дополнительных объяснений дома). Четвертной контрольный диктант написала на "4", Оценки: четверки по ВСЕМ предметам - ни одной тройки в четверти. Курс лечения получила в октябре 2012 г. Осмотрена лечащим врачом -Усачевой И.П., назначен повторный курс ЭРТ .